Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 21.09.2019, 06:02

СП "Журавушка" ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши публикации

 
 
«Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»
                                                 

    В соответствии с Концепцией модернизации российского образования  в  Самарской области реализуется целевая областная программа «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии», где в качестве приоритетной выдвинута задача оказания ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям.  В связи с этим инновационным направлением, на базе ДОУ  д/с №10 «Журавушка» с 2004 года действует Служба ранней помощи, в структуру, которой входят: группа ранней помощи и консультативный пункт.

    В первый год обучения детей в группе ранней помощи результаты нервно-психического развития детей были низкими, что побудило специалистов искать пути повышения эффективности коррекционной работы с детьми.

Анализ ситуации выявил проблемы и следующие группы противоречий между желаемым и реальным состоянием дел:

1.      Общепризнанным фактом является то, что помощь проблемному ребенку должна оказываться комплексно, с участием различным специалистов.  К сожалению, в практике часто забывают о том, что необходимым звеном всей системы коррекционной работы является активное участие в ней семьи. В течение многих лет акценты в сотрудничестве ДОУ с семьей были расставлены таким образом, что в результате родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на монополии педагогов на знания о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка. Из-за отсутствия специальных, знаний  большинство родителей не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами детей. Исходя из этого, мы осознали острую необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и родителями.

2.      Считаем, что в настоящее время нужны более привлекательные, интересные формы активизации и образования родителей, которые были бы для них привлекательными и востребованными.

3.      Другая  проблема, на наш взгляд, заключается в том, что родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами множество трудностей социального, соматического и психологического характера. К сожалению, в нашем небольшом городе отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой.

Главная проблема, с которой мы столкнулись – недостаток образовательного уровня и  психологической грамотности родителей детей группы ранней помощи. Перед нами встала задача: увеличить процент родителей разбирающихся в вопросах воспитания и развития детей.  Каким образом можно решить эту проблему? Родителей за парту не посадишь, а образовывать их необходимо.

      В сложившейся ситуации пришли  выводу, что наиболее реальный и рациональный способ решения возникшей проблемы – создание родительского клуба. Идея создания родительского клуба возникла в противовес сугубо вербальным формам работы, традиционно используемым в работе с родителями (родительские собрания, консультации, круглые столы и т.д).

   Одним из важных преимуществ работы клуба, является  использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения. Психологические знания, полученные в родительском клубе, помогают родителям понять психологические особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах по преодолению трудностей. В основе этой работы лежит знакомство родителей с проблемами детей, проблемами инвалидности, стереотипами, существующими в обществе, путями их преодоления, с социальными и медицинскими взглядами на проблемы детей, средствами реабилитации. Это дает возможность переориентировать воспитательную стратегию семьи на уровень преодоления проблем в развитии ребенка, что сделает жизнь ребенка более полноценной. В течение пяти лет работой родительского клуба «Ступеньки к успеху» было охвачено 87% родителей группы ранней помощи. В процессе работы были освоены и широко использовались новые технологии: арт-терпия, фототерапия, игротехника, тренинговые упражнения: «Составь психологический портрет ребенка раннего возраста»; «Вычерти профиль своего ребенка» и т.д. Коллектив родителей всегда с интересом участвовал в рубрике «Семейная игротека», где они учились играть со своими детьми.

      Психологическому просвещению родителей способствовало широкое внедрение в работу информационных технологий. В помощь родителям были представлены брошюры о закономерностях развития ребенка, разработанные специалистами СРП: «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста», «Проблемы маленького ребенка», «В детский сад идти пора», «Несколько наших советов в копилку вашего опыта» и т.д. Особым спросом у родителей пользуются электронные газеты, выпускаемые в СРП: «Шпаргалки для родителей», «Обучение с пеленок». Здесь они могут найти ответы на интересующие их вопросы развития детей, коррекции отклонений и т.д.

      Интересно и увлекательно проходят занятия клуба на темы: «Тест на толерантность», «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?», «Безусловное принятие ребенка», «Что значит сотрудничать?», «Возможности развивающего пространства».

     Еще одной из эффективных форм взаимодействия, которую в последние годы мы особенно активно используем в работе с родителями детей  с ОВЗ, является ИНТЕРНЕТ – сайт, где кроме страничек: «Служба ранней помощи», «Консультативный пункт», «Группа ранней помощи», с целью внедрения элементов дистанционного обучения, создан электронный журнал для родителей «Поиграй-ка». Здесь вниманию родителей предложены флеш игры для коррекции  и развития ребенка в домашних условиях. Игры просты, доступны по содержанию: «Расположи животных», «Раскрась картинку» и т.д. В других играх предлагается выучить с ребенком стихотворение с помощью приема «Текст цепной организации». Игры красочные, привлекают внимание детей, требуют минимум усилий со стороны родителей.

   Успешно используется родителями еще один сайт, созданный психологической службой: «Шпаргалки для родителей»,  ДОУ. Здесь находится каталог тестов, статей, где все желающие могут ознакомиться с методами диагностики, статьями, методическими рекомендациями по работе с детьми, имеющими разные категории нарушений. В перспективе планируем ввести ИНТЕРНЕТ – консультирование по вопросам развития детей с ОВЗ.

   Важным направлением работы Службы ранней помощи является работа с неорганизованными детьми с ОВЗ на консультативном пункте. Нами накоплен опыт работы с детьми, имеющими разные категории нарушений: аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, фенилкетонурия, ДЦП, ЗПРР и т.д.  Занятия проводятся с детьми в присутствии родителей. где они являются непосредственными участниками игровых сеансов. Родители получают рекомендации, знакомятся  с необходимым развивающим материалом (литературой, пособиями, играми и т.д.). Имеют возможность временно взять развивающий материал для занятий с ребенком в домашних условиях.

   Внедрение новых форм работы с родителями оказало позитивное влияние на родителей  и детей:

·        в результате коррекционно-развивающей работы специалистов в ДОУ и родителей в домашних условиях у 70% детей выявлена положительная динамика в нервно – психическом развитии;

·        82% родителей стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка. У них повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился интерес к развитию ребенка. Они все чаще стали обращаться с психологическими, педагогическими вопросами к специалистам.

·        до 12% снизился показатель высокой личностной тревожности у родителей («Тревожность» Спилберга)

·        после посещения занятий  родительского клуба  у 82% родителей выявлено позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение  (опросник САН)

·        с 58% до 76% увеличилось количество родителей, стремящихся проводить много времени с ребенком, принимающих ребенка таким, какой он есть, уважающих индивидуальность ребенка, симпатизирующих ему.

·        Процент родителей, предпочитающих позицию на равных в отношениях с детьми, увеличился с 65%  до 71%.

   На своем опыте мы убедились, что для получения позитивной динамики в развитии детей с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать  и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный образовательный процесс.

Заведующий
Гнедова Н.А.
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz