Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 29.04.2024, 00:20 |
СП "Журавушка" ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево | |
Приветствую Вас Гость |
|
Родителям о ФГОС ДОУважаемые родители! В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. С 1 января 2014 года мы с вами будем взаимодействовать, руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется как уникальное соглашение между семьей и государством. Что должны знать родители о ФГОС ДО Родителям о ФГОС дошкольного образования Дошкольное образование, согласно ФЗ "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступившему в силу 1 сентября 2013 г., направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется как уникальное соглашение между семьей и государством.
В первую очередь, это:
Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников? Слово «стандарт» очень часто вызывает среди родителей мучительную тревогу - что это такое, для чего? Чтобы избежать лишний волнений, предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с основными положениями стандарта, понять его главные целевые ориентиры. Начнем с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть ориентирован на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого еще не было никогда. Следовательно, должны быть предложены правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Стандарт может быть разнообразным? Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. Важно понять, что любой вид детских занятий должен сочетать в себе игру, творчество, увлекательное познание, общение… Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу? Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... … И очень часто взрослые занимают ребенка тем, что вовсе не занимательно для него. Тогда как «занимательность» содержания в дошкольном возрасте – критерий его образовательной ценности. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества. Дошкольное образование - «пропедевтика» или базис системы образования? Стандарт предлагает систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь есть свои рифы, риски. И эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали такие, в хорошем смысле, дерзкие? Можно привести простой пример: когда ребенку дали картинки из сказки Пушкина, он приставил свои пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 3 годам дети приобщаются к информационной социализации, становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и дает стандарт. Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству. Само дошкольное образование – не просто «пропедевтика», а базис системы образования, специфические психологические завоевания дошкольного возраста как раз и создают почву для формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФЗ «Об образовании в РФ» в качестве одной из целей дошкольного образования. Дошкольники теперь будут больше учиться? Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Цель стандарта - исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство. Как проверить, освоил ребенок этот стандарт или нет? Будет ли проводиться тестирование перед первым классом? Никаких оценок академических достижений ребенка дошкольного возраста!!! По сути дела, на основании стандарта мы должны оценивать условия, проектируемые для развития детей, а не самих детей. Отсюда никаких форм тестирования, в том числе и единого государственного экзамена для малышей, не будет, что четко определяет стандарт дошкольного образования. Стандарт предлагает единую модель, которая устроит родителей, учителей, воспитателей и пойдет на благо самим детям. Это все можно совместить? Стандарт является основой для преемственности и целостности взаимодействия всех участников образовательно - воспитательного процесса. Такая преемственность просто необходима ради развития каждого ребенка. Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Стандарт дошкольного образования направлен на изменение сознания педагогов, родителей, они должны стать профессионалами по сопровождению развития личности каждого ребенка. Что стало основой для разработки стандарта? Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
В Стандарте учитываются:
Какова направленность стандарта на родителей воспитанников детского сада? Родители – первые воспитатели ребенка, полноправные участники образовательной деятельности. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Стандарт имеет отношение к формам семейного дошкольного образования? Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Существуют ли какие-либо общие принципы дошкольного образования и как их учитывает стандарт? Стандарт в обязательном порядке учитывает все основные принципы дошкольного образования:
Какие задачи стоят перед родителями по реализации Стандарта? Стандарт направляет родителей на решение следующих задач:
Как связаны стандарт и образовательная программа детского сада? Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: -предметно-пространственная развивающая образовательная среда - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, к людям, к себе самому. Какова направленность образовательной программы? Программа дошкольного образования разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно, на основе примерных государственных образовательных программ. Образовательная программа детского сада трактуется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Должны ли родители знать направления образования детей в детском саду? Несомненно, ведь родители – полноправные и активные участники образовательного процесса. В соответствии со стандартом содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в пяти образовательных областях. Предлагаем вам познакомиться с ними поближе. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностного восприятия произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольк-лора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах двигательной деятельности детей, развитие физических качеств: координации и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики рук, ходьбы, бега, прыжки, повороты в обе стороны, формирование представлений о видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Предусмотрены ли в стандарте приоритетные виды образовательной деятельности? Образовательная деятельность с воспитанниками детского сада, в соответствии со стандартом, конечно же, зависит, в первую очередь, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и определяется целями и задачами образовательной Программы, и может реализовываться в различных видах детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка. Но ведь должны учитываться психические и физиологические показателями развития детей дошкольного возраста? Образовательная программа детского сада трактуется в стандарте как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. В работе с дошкольниками, в соответствии с психическими и физиологическими показателями развития детей используются следующие виды деятельности: - в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, и пр.), восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; - с детьми дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка и др. Что входит в содержание коррекционной работы в детском саду? Содержание коррекционной работы, как раздела программы не является обязательным, в случае же ее включения в содержание образовательной программы по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, содержание данного раздела определяется учреждением самостоятельно. Данный раздел может использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития ребенка. Обязательное условие: решение психолого - медико - педагогической комиссии, взаимодействие с медицинскими службами и согласие родителей, Коррекционная работа может быть направлены на:
Психолого-педагогические условия реализации Программы Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
Может ли проводиться оценка развития ребенка? При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Каковы допустимые нормы образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста? Максимально допустимый объем непосредственно образовательной деятельности должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 и составляют:
Что должно измениться в работе воспитателя с введением стандарта? Изменится отношение воспитателя к ребёнку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание. Также изменятся измеряемые качественные показатели отчеты по ним, как результат установится необходимый минимум, которым должны обладать дети для перехода из детского сада в школу. Педагоги дошкольных учреждений считают, что дети не успевают прожить свой биологический возраст из-за того, что родители предъявляют к ним слишком высокие требования, например, хотят, чтобы уже в детском саду детей учили читать. А школьные учителя хотят, чтобы дети приходили в первый класс, умея читать, писать. Стандарт дошкольного образования связан с ведущими стандартами мирового сообщества, направлен, прежде всего, на развитие ребенка, на творчество, на формирование предпосылок учебной деятельности, а не то, чтобы в детских садах всех детей учили читать - писать. «В детском саду ребенок впервые сталкивается с так называемым "общественным” взрослым (воспитателем), поэтому одним из важных условий ФГОС является требования к воспитателю детского сада. Педагог в детском саду – ключевая фигура в организации образовательного процесса. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой Родители ребенка – ключевая фигура в организации воспитания, образования и развития ребенка в условиях семьи. В связи с введением Стандарта, необходимо пересмотрение роли родителей, их умения организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать возрастные особенности и рационально сопровождать развитие малыша. Своевременна ли стандартизациядошкольного образования? Единые критерии и подходы в образовании должны осуществляться на всех ступенях образования. Это поможет реализовать в более полной мере конечный результат - модель выпускника современного уровня. В первую очередь стандарт нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей. Это должны быть, прежде всего, развивающие стандарты, коммуникативные стандарты, помогающие ребенку сложиться как личности, а не просто стандарт того, какие знания ребенок должен получить в возрасте от 3 до 7 лет. Насколько необходима стандартизация дошкольного образования? Безусловно, она необходима, т.к. основана на личностно-ориентированной модели, придает равное значение и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход даст лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Могло ли отсутствие ФГОС ДО усугублять отставание дошкольного образования в ряду других образовательных ступеней? Это закономерно, потому что воспитание дошкольников не позволяло качественно подготовить детей к непосредственному входу в школьную среду, которая уже работает по новым стандартам. Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка - личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах развития ребенка. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Для успешной реализации Стандарта должны быть обеспечены следующие психолого - педагогические условия: ● уважение педагогов и родителей к человеческому достоинству ребенка, формирование и поддержка его положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; ● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого - возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); ● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ● поддержка педагогами и родителями положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; ● поддержка инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для них видах деятельности; ● возможность выбора ребенком материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; ● защита ребенка от всех форм физического и психического насилия; ● построение взаимодействия педагогов и родителей в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечения в непосредственно образовательный процесс. Таким образом, тесное сотрудничество педагогов и родителей по организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в детском саду и в домашних условиях гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности развиваться до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Успехов вам, уважаемые родители!
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |